Смею утверждать, что раньше или позже, как бы вы не следили за состоянием ремня ГРМ, двигатель внезапно заглохнет (по известному закону где-нибудь в дальней дороге, да ещё в слякоть или мороз) и больше «не захочет» заводиться. В подавляющем большинстве таких случаев взятые вами в дальнюю дорогу запасные: датчик положения коленчатого вала, модуль зажигания, свечи, шкив коленчатого вала и т.п. увы, не помогут. Открыв лючок крышки ГРМ вы увидите обрывки ремня ГРМ, всё, приехали...! Многие в этом случае ещё надеются (вдруг повезёт) на простую замену ремня ГРМ. Но это, опять же увы, простая трата времени и сил. Даже и не думайте об этом! Не повезёт! Дорогостоящий ремонт вам обеспечен: в лучшем случае 2, в худшем случае все 16 клапанов будут загнуты от удара о поршни и, не исключается вероятность, что будут повреждены и направляющие втулки клапанов.
Предстоит готовить буксирный трос и искать тягач для доставки автомобиля сначала к месту стоянки, а затем и к месту ремонта. Стоимость ремонта вместе с запасными частями ориентировочно составит от 7,5 до12 тыс. руб. и даже более в зависимости от места проведения ремонта.
По самым разным, например:
Что же нужно сделать, чтобы не чувствовать себя заложником этих обстоятельств?
Доработать конструкцию двигателя, а именно – углубить имеющиеся в поршнях выемки (цековки) до необходимой величины, чтобы в случае обрыва ремня ГРМ исключить контакт клапанов и поршней, как это сделано в двигателях: 21083, 2110, 2111, 2105 имеющих ремённый привод распределительного вала.
Проведённый геометрический и кинематический анализ движения клапанов и поршней двигателя 2112 показал, что для того, чтобы получить необходимый результат, достаточно увеличить глубину цековок всего на 2,0 – 2,5 мм*, в зависимости от фактически полученных результатов замеров на конкретном двигателе. При этом степень сжатия уменьшается до 9,9 – 10,0 вместо штатных 10,5. То есть мы получаем немного дефорсированный** мотор по сравнению со штатным и всё, зато он становится лишённым вышеописанного недостатка и теперь, действительно можно ездить и радоваться, а в случае разрыва ремня ГРМ достаточно его просто заменить прямо в пути без сопутствующего штатному двигателю дорогостоящего ремонта.
Это можно сделать одним из следующих способов:
Технология выполнения работ:
Когда это нужно делать?
Если ваш автомобиль находится на гарантии и вы связываете с этим определённые надежды, то не имеет смысла это делать в период гарантийного срока, чтобы не лишиться права на гарантию. Ну а дальше: чем раньше, тем лучше! Следует только помнить, что с каждой последующей тыс. км. пробега вероятность обрыва ремня всё время увеличивается…
Из личного опыта. Где это можно сделать?
Это случилось и со мной. Но мне повезло. Ремень оборвало, когда я трогался на крутом подъеме, а не на скорости. От чего последствия могли быть ужаснее. Погнуло 2 клапана из 16. Но как говорят: "нет худа без добра". Двигатель разобрали, посмотрели выработку, произвели диагностику поверхностей цилиндров, заменили все вкладыши, поршневые кольца и, что самое главное, сделали углубления (цековки) под клапана в поршнях. На каждом по 4 углубления. Делали это рядом, на заводе, по просьбе начальника СТО "КАСАМ" г. Снежногорска. Металла убрали чуть меньше, чем рекомендовано: по 0,9 мм. После установки поршней на место экспериментально без ремня прокрутили вал двигателя, выставив клапана поочереди в открытое положение. Результат оправдал себя. "Встречи" клапанов с поршнями не произошло. Окончательно собрали двигатель. И я уже с февраля 2007 года не заметил никаких ухудшений в работе двигателя. Расход остался тем же и все остальные параметры то-же.
Вообще, всю процедуру по расточке поршней можно сделать на любом заводе. Многие СТО научились делать такую операцию.
Из моей переписки:
Ответ. Из нашей практики нужно 1,5 - 2,0 мм, а в некоторых случаях до 2,5 мм.В вашем случае, желательно 1,5 мм, т.к. нужно учесть ещё силы инерции при работе двигателя, т. е. необходим дополнительный запас 0,3 - 0,5 мм. Виктор Горлатов. <gorlatov@ya.ru>
Пишите на :Е-mail Перепечатка материалов без согласия автора ЗАПРЕЩЕНА.